Узоры персидских ковров

Узоры персидских ковров.

Узоры персидских ковров. Покупая ковёр ручной работы, мы смотрим на качество и уникальность. Мы невольно задумываемся, нет ли в узоре какого-то скрытого кода, тайного смысла и какая энергетика исходит от ковра. Чтобы разобраться в узорах ковров, нужно добраться до истоков и вспомнить, каким было изобразительное искусство тысячи лет назад, в период появления ковроткачества. Все мы знаем, что уже 30 000 лет назад люди наносили наскальные узоры, в которых отображали свой быт. Из века в век рисунки совершенствовались, в них по-прежнему отражался окружающий мир во всем своём великолепии, а некоторые из них имели и ритуальный смысл. Ритуальными были узоры язычников. Итак. Есть ли этот тайный смысл в персидских коврах? Ещё в древности персы называли ковёр «Моделью Мира». А почему? Потому что на коврах так же отображалась реальность, природа, быт. Позже, когда ковры стали плести под заказ, дизайн выполнялся с учётом пожеланий заказчика.

Первый ковёр, ковёр «Пазирик» — это плоскостная декоративная композиция, в центре которой клетчатое цветочное поле, вокруг которого пасутся олени, и грациозно шествуют всадники. Глядя на этот ковёр, как на наскальный рисунок, понимаешь, чем жили древние персы. Дизайн современного ковра – это классика. Каждый ковёр уникален, у каждого свой дизайн и при этом узоры ковров созданы тысячи лет назад и ни один мастер не отходит от этой классики. Так что же означает тот или ной узор? Рассмотрим рисунки, наиболее распространённые в ковроткачестве.

Рисунок МЕДАЛЬОН.

Узоры персидских ковров

Ковры с центральным «медальоном» — это наиболее распространённый вид ковров, где «медальон» представляет собой круг с исходящими от него лучами, напоминающий диск солнца, располагающийся в центре ковра. Легенды, передающиеся ткачами из уст в уста, говорят, что «медальон» мог ассоциироваться с всевидящим оком Бога, стоящего в основе мироздания. Некоторые ковроведы склонны предполагать, что медальон был вычленен из купола мечети и размещен, как отдельный элемент в центре поля ковра.

Рисунок АФШАН.

Узоры персидских ковров

Рисунок «афшан» представляет собой однотипный, повторяющийся рисунок, равномерно покрывающий поле ковра, не имеющего в центре медальон.

Рисунок МАХИ (рыба).

Рисунок «Махи» на персидском ковре

Ковры с узором «махи» — классика ковроткачества. Существует легенда, повествующая о художнике, который гуляя поздним вечером по берегу озера, увидел отражающуюся в глади воды полную луну и чешую переливающихся в свете луны рыб. Впечатлившись увиденным, он вернулся домой и создал эскиз ковра, где медальон — это диск полной луны, а мелкий орнамент, плотно покрывающий поле ковра — чешуя прекрасных рыб.

Рисунок ХЕШТИ.

Узоры персидских ковров

Поле ковра делится клетками на сектора, в каждом из которых изображается растительный или символический узор.

Рисунок РАЙСКИЙ САД.

Узоры персидских ковров

Рисунок  РАЙСКИЙ САД — может перекликаться с узором «хешти», когда в каждой клеточке художник изображает растение из райского сада или встречается в сюжетных коврах в виде райских деревьев с восседающими на ветвях сказочными птицами.

Рисунок ГОНДБАД (купон мечети).

Узоры персидских ковров

Рисунок МИХРАБ (арка, ниша).

Узоры персидских ковров

Рисунок ЦВЕТОК ГРАНАТА.

Узоры персидских ковров

Цветок граната — любимый цветок шаха Аббаса (1588 — 1629 г.) из династии Сефевидов, в период его правления поле и кайму ковров украшали эти прекрасные цветы. В «Коране» гранат назван божественным, райским цветком.

Семь бутонов цветов – семь дней недели. Бутон расцветает и вянет, на его месте рождается, распускается и увядает следующий цветок, так и в жизни — каждый день прекрасен, но не вечен, на смену одному дню приходит следующий.

Лист цветка – рост, повторение жизни, воскресение живого после смерти (пробуждение природы после зимы).

Рисунок ЭСЛИМ.

Узоры персидских ковров

Рисунок ЭСЛИМ — это округлые, извилистые, бесконечные, спиралевидные линии. Зародился этот узор в эпоху Сасанидов (III — VII века). Он олицетворяет бессмертие и вечную жизнь.

КРУГИ. Иногда в узорах ковров встречаются простые круги, круги с лучами и стилизованные звёзды, они символизируют процветание. Спираль обозначает воду, оазис; символом воды являются и стилизованные изображения утки.

РОГА подразумевают барана — героя мифов многих народов.
СОЛНЦЕ  – символ жизни (жизни после смерти и воскресения).

РОЗА — символ прекрасной жизни.

ЕЛЬ – олицетворение бессмертия и вечной молодости.

СВЕЧИ – энергия жизни и напоминание о том, что жизнь непостоянна и коротка.

3 свечи – символ силы и красоты.
7 свечей – божественная сила.

ЛОШАДЬ С КРЫЛЬЯМИ (в иных древних мифологических культурах – Пегас) – символ ума, мудрости, логики, света.
Четыре лошади, идущие в упряжке — свобода и волшебный дар предсказывать будущее. В древних преданиях четыре лошади держали колесницу – небо. Первая из них — ветер, вторая – дождь, третья — облака, четвертая – град.
ЛЕВ С МЕЧОМ изображался на первом персидском гербе (символ Персии и ариев). Это символ силы, непобедимости.

КОЗЕРОГ– энергия мужского начала.
ПАВЛИН – символическое изображение звезд, звезды никогда не гаснут, изображенный на поле ковра павлин дарит владельцу силу и продлевает жизнь. Если рядом с павлином изображено дерево – символ власти.

Рисунок БУТЭ, ПЕРСИДСКИЙ ОГУРЕЦ.

Узоры персидских ковров

Рисунок БУТЭ, ПЕРСИДСКИЙ ОГУРЕЦ — символ женского начала, матери и ребенка.

Технология плетения ЭСПОРТ (пёстрое поле) — чередование двух или нескольких нитей при плетении поля ковра, на тон отличающихся друг от друга. Одна из самых сложных технологий плетения. Выполняется самыми опытными мастерами с исключительным зрением. В результате работы поле ковра покрывается не только мелким узором, но и элегантной дымкой. Мастеру важно добавить ковру некую изюминку, а не превратить его поле в раздражающую, рябую поверхность.

Ковроткачество – это один из древнейших видов искусства. За это время было создано невообразимое количество ковров и такое же количество узоров. Мы постарались рассмотреть наиболее распространённые из них. Сегодня, как и сотни лет назад, мастера придерживаются классической схемы плетения ковров, однако некоторые мастера стараются идти в ногу со временем, создавая новые дизайны, гармонирующие с современным стилями. Символика этих ковров, как правило, проста и не несёт никакого смысла кроме эстетического, однако есть вероятность, что спустя века наши потомки задумаются о сакральном смысле ковров с современными для нас дизайнами и создадут свой словарь ковровой терминологии.

Автор статьи: Наталия Епишкина.

© PAZIRIK.RU, 2015

Спасибо, что вы заинтересовались нашей компанией! Мы всегда готовы ответить на любые вопросы, выслушать деловые предложения или предоставить необходимые данные.

Вы не указали имя
Вы не указали телефон
Вы не ввели сообщение
Сообщение отправлено

Размер: ---
Цена: ---
Вы не указали имя
Вы не указали телефон
Сообщение отправлено
Заказ успешно отправлен!