История ковра ПАЗИРИК от галереи эксклюзивных ковров ПАЗИРИК. 

Ковёр «Пазирик» – это произведение народно-прикладного искусства, найденное в 1949 г. на Алтае группой российских археологов, возглавляемой Сергеем Руденко. Долгие века этот ковёр хранился во льдах одного из пяти курганов Пазырык, именем которого и был назван. Его возраст относят к VI—III вв. до н. э. Размер ковра небольшой – 2,00 х 1,83 м. Эта уникальная находка волнует учёных всего мира много лет, вокруг неё не умолкают споры и по сей день. Однако все они сошлись на мнении, что художественное оформление «пазырыкского» чуда выдержано в духе иранского декоративного искусства ахеменидского времени. Усыпальница, в которой он был найден, принадлежала знатному роду. Она была неоднократно разграблена, но остатки богатств, сохранившихся в ней, немного приоткрыли завесу тайны, которую столько веков хранил могучий курган. Вероятно сотни лет назад ковёр не представлял для разбойников особой ценности. Врываясь из века в век в усыпальницу, вандалы брали только золото и бриллианты, оставляя нетронутыми ценнейшие артефакты, благодаря которым каждый из нас видит иной, высокоразвитый культурный древний мир.

Ковёр «Пазирик», как и люди, сотворившие это чудо, уникален. У него совершенный узор, невероятно сочная цветовая гамма, он прост и до невообразимости сложен, как всё гениальное и способное разбудить дремлющие уголки нашего подсознания. Он прост, но нет ни одного коллекционера, который бы не жаждал обладать этой бесценной археологической находкой.
Ковёр «Пазирик» – это шерстяной ковёр ручной работы. Красное центральное поле образуют двадцать четыре квадрата, заполненные перекрещивающимися лепестками и дополняющими их листочками в форме треугольников. Поле окаймлено пятью бордюрами, в каждом из которых изображены уникальные узоры. На внешнем бордюре вытканы фигуры крылатых грифонов – древних мистических существ, символизирующих могущество, бдительность, быстроту, силу, гордыню и власть над небом и землей. Следующий за ним широкий пояс украшен процессией спешившихся и сидящих в седле всадников, по семь с каждой из четырёх сторон. Спины коней вместо сёдел покрыты маленькими, узорчатыми, чётко проработанными ковриками. Чёткость исполнения этих мельчайших элементов говорит о высоком уровне развития ковроткачества в те времена. Другой, более узкий бордюр, со стилизованными розетками на желтоватом фоне предшествует изображениям пасущихся пятнистых оленей на светло-голубом фоне. Направление движения оленей имеет встречный характер по отношению к движению всадников. Этот вид оленей, известных во всём мире, как желтый иранский олень, обитал в древние времена исключительно на севере Ирана, у берегов Каспийского моря. Образ пятнистого оленя на ковре – одно из важнейших доказательств, установивших подлинность его иранского происхождения.
Схожие рисунки ковра ПАЗИРИК.

 

Колористическое богатство ковра, как и качество его исполнения, говорит о высокой степени развития культуры наших предков, подаривших нам бесценные сокровища. При тщательном исследовании ковра учёными были обнаружены нити охристых, красных, зеленых и желтых цветов, что свидетельствует о его невероятной первоначальной яркости. Плотность ковра так же очень высока, 3 600 узлов на дм 2. Толщина его – 2,4 мм.
Каждый символ в те далёкие времена изображался неспроста: ковёр в ковре, всадники, грифоны… В ковре этом заложен глубокий смысл. Был ли он чьим-то приданным, являлся ли он игральной доской для кочующих путников, дарован ли он был знатному человеку или обменян на что-то такое же ценное? Эти тайны мы оставим учёным. Для нас, ценителей этого вида искусства важно то, что ковёр этот дошел до нас сквозь века и народ, сотворивший его, не утратил ценнейшее из искусств – искусство ковроткачества.

Сегодня ковёр «Пазирик» украшает Государственный музей «Эрмитаж» в г. Санкт-Петербург и каждый желающий может полюбоваться этим уникальным экспонатом.