Существует мнение, что знакомиться со страной следует, начиная со столицы. Сегодня, отправляясь в столицу Ирана, мы попадаем в Тегеран, а ведь в Иране (когда-то Персии) было много столиц: Табриз (Тебриз), Казвин, Исфахан, Шираз, каждая из которых расскажет любопытному путнику свою тайну, надо только набраться терпения. И всё же начнём с Тегерана (перс. تهران).

Столица Ирана – г. Тегеран.

Название города происходит от слов «дно» (ته — тех) иустаревшего «склон» (ران — ран). Сложив два слова воедино, получаем техран — «подножье горного склона», город у подножья горного склона. Тегеран действительно расположен на южном склоне горы Точал, у подножья горного хребта Эльбурс. Горы, как заботливая мать, нежно обнимают город и кокетливо выглядывают повсеместно из-за крыш, заборов и ветвей. Если вы впервые попали в восточную страну, то будете удивлены размеренностью, спокойствием и самобытностью всего происходящего. Из аэропорта вас увезёт такси или туристический автобус в одну из гостиниц, где вас приветливо встретит доброжелательный персонал и огромное количество туристов-иностранцев. Такси в городе стоит очень не дорого, что не может не радовать любого путешественника. Гостиницы столицы, любая, какую не возьми, очень достойные, с уютными номерами, со всеми удобствами и вкусной едой. Жители страны говорят на фарси и по-английски, а некоторые даже знают русский язык, что особенно радует растерянного туриста. Самые благодатные сезоны для посещения Ирана – весна и осень. Летом здесь очень жарко. А если случайно судьба занесет вас зимой в Тегеран, и при этом вы любите горные лыжи, то у вас есть замечательная возможность посетить местечко Дизин, которое находится в полутора часах езды на автотранспорте от Тегерана и насладиться любимым активным отдыхом. Горнолыжный спорт – излюбленное занятие иранцев, выдающиеся достижения которых в этом виде спорта нельзя не отметить. Мужчины и женщины катаются очень профессионально, как на горных лыжах, так и на сноуборде. Даже если вы не катаетесь на лыжах, но любите природу и величественные горные пейзажи, рекомендуем сюда приехать, это того стоит! Если вы все же решили остаться в городе и осмотреть его красоты, не пожалеете нисколько. Здесь каждый закоулок и камешек пропитаны историей. Всё зависит от цели вашего визита, вкуса и настроения. Для любителей культурных ценностей свои двери откроют Национальный музей (Музей Древности), Музей национальных сокровищ, Музей современного искусства, Дворец Голестан, Дворец Сад-Абад, Дворец Ниаваран, Музей Резы Аббаси, Музей национальных искусств, Музей истории Ирана, Музей ковров и т.д., а так же живописные парки, аллеи и скверы.

Каждый из нас знает, что настоящее сокровище Ирана – персидские ковры. Подавляющее большинство туристов едет в эту страну именно за ними. Проще всего купить ковёр на Тегеранском базаре, редкие смельчаки отправляются в поисках этого сокровища в другие города. Старинный базар Тегерана собрал под своим сводом ковры и сувениры из всех мастерских Ирана, сладости, специи, ткани и многое другое, всё то, что когда-то называлось заморскими диковинками, о которых рассказывали восхищённые купцы. Утолив жажду к покупкам, можно перекусить, не покидая базара или выйти в город и зайти в первое попавшееся кафе или ресторанчик, выпив по пути стаканчик освежающего сока. Для любителей здорового питания Иран – настоящая находка. Здесь на каждом углу продают спелые, вкусные, экологически чистые, всевозможные фрукты и здесь же приветливый продавец сделает для вас вкуснейший, свежайший фреш. Иранцы очень любят еду, в любом, самом простом кафе вас накормят так, как могут не накормить в дорогом европейском ресторане. Блюда тают во рту, сводят сума ароматом, благоухают специями, их хочется есть, есть и есть, без остановки. Иранские повара очень щедры. Одной стандартной порцией можно накормить двоих. Самые милые и уютные ресторанчики располагаются вдоль горного склона. Здесь особенно приятно разместиться вечером. Ароматы природы смешиваются с лёгким запахом дыма и персидских блюд, всё это сдабривается нотками восточной музыки и душевными разговорами посетителей ресторана. После еды вам обязательно предложат чай или освежающий напиток по вашему вкусу, кроме алкогольных, в стране сухой закон. Все женщины в Иране, в том числе иностранные туристки, обязательно должны носить манто (верхняя одежда, напоминающая по крою плащ), платок, длинную юбку, брюки или платье с длинным рукавом. Для получения визы женщины на фотографиях обязательно должны быть в платке. Большим бонусом для слабой половины человечества может стать посещение салонов красоты, которые приятно удивят и порадуют низкими ценами, профессионализмом и качеством обслуживания.

Посетив Тегеран, вам начинает казаться, что вы узнали страну, увидели всё, что хотели, однако это не так и вы убеждаетесь в этом, выходя из самолёта в городе Исфахан.

Лазурно-изумрудные пейзажи г. Исфахан.

От иранской столицы до Исфахана около 500 км, перелет составляет чуть более 30 минут на рейсе местной авиакомпании. Старинный Исфахан – город одиннадцати мостов, переброшенных через реку Заянде («рождающая», «дающая жизнь река») и фонтанов. Один из красивейших мостов, который вы увидите почти сразу, как только въедете в город – Мост Си-о-се поль (перс. سی‌وسه‌پل‎, букв. «тридцать три моста» или «тридцать три пролёта»).

Мост Си-о-се поль. г. Исфахан.

Он был построен в 1602 году и соединил город Исфахан с армянской колонией Джульфа. Мост состоит из 33 пролетов, в честь чего и получил свое название. С обеих сторон проезжей части моста выстроены аркады. На мосту расположена чайхана. Фонтаны здесь везде, они выбрасывают свои струи из реки, дарят прохладу прохожим в парках и аллеях. Этой свежести не хватает иногда душному Тегерану. Местные жители, особенно дети, пьют из фонтанчиков, что является показателем чистоты воды. Особо везучие туристы могут заселиться в гостинице, окна номеров которых выходят на реку. Архитектура города сводит сума красотой, особенно, когда понимаешь, что создавалась вся эта красота сотни лет назад. Исфахан, как Изумрудный город, весь состоит из чудес. От красоты здесь кружится голова. Кажется, что ты в раю, всё здесь небесного цвета и от этого стирается грань между небом и землёй. Хочется остаться в Исфахане навсегда, вдыхать ароматы цветов и любоваться пейзажами этого великолепного города.

Увидев город впервые, некоторое время пребываешь в растерянности. Возникает непреодолимое желание увидеть его весь, а когда понимаешь,что это возможно сделать поверхностно, становится немного грустно. Все экскурсоводы выбирают свои, индивидуальные маршруты, поэтомуразные группы туристов видят лишь часть красот Исфахана. Недели не хватит, чтоб увидеть его весь.

Исфахан славится своими мечетями и медресе (религиозные учебные заведения), базарами, великолепными дворцами и конечно качающимися минаретами (”Манари джунбон”).

Бесценные памятники персидской архитектуры.

Раскачивающиеся минареты – уникальное архитектурное сооружение, 17,5 м в высоту, возвышающееся над двухэтажным мавзолеем Абдуллы Соглы (известного суфия). Построен мавзолей был в 1316 г. Шейхом Бахаи. Стоит забраться в одну из башен и начать её раскачивать, как вторая начнёт качаться в такт первой. Амплитуда колебаний каждого из минаретов около тридцати сантиметров. Башни простояли более семисот лет и не разрушились от постоянных вибраций. Сегодня, как и сотни лет назад, любой турист может стать свидетелем этого уникального явления. С недавних пор посетителей в башни не пускают, опасаясь за их сохранность, однако несколько раз в день, в строго отведённое время, минареты специально раскачивают смотрители мавзолея для демонстрации их уникальных свойств. Раскачивающиеся минареты – архитектурная диковинка и одна из главных достопримечательностей Исфахана, пользующаяся огромным успехом у туристов. Возможно они были возведены для возвеличивания покоящегося в мавзолее человека и напоминании о его сверх способностях, а может именно благодаря его силе, минареты по сей день приводят в восторг туристов и вводят в заблуждение ученых всего мира, которые веками бьются над этой загадкой.

Другим творением Шейха Бахаи является общественная баня, которая когда-то отапливалась от одной единственной свечи. Вести о ней разносились в древние века по всему миру, а жители Исфахана могли прикоснуться к этому творению, совершая обряд омовения изо дня в день. Сегодня мы можем увидеть лишь оболочку этого чуда, поскольку тайный механизм её был нарушен учёными, которые пытались раскрыть секреты персидских мастеров, забравших их с собой в мир иной.

Баня “Али Голи хан”. г. Исфахан.

Однако былого не вернёшь, и в предвкушении новых чудес мы отправляемся в центр Исфахана, чтобы насладиться красотой цветных изразцов мечетей, приводящих абсолютно всех в восторг и изумление. Одна из интереснейших построек Исфахана, Пятничная мечеть (Соборная мечеть) или мечеть Месджеде-Джаме, крупнейшая историческая и религиозная достопримечательность. Она считается центром духовной жизни города, здесь жители традиционно собираются по пятницам на общую молитву. Мечеть строилась и достраиваясь с IX по XVII в., превращаясь постепенно в комплекс, состоящий из медресе, караван-сарая и библиотеки. Строительство её растянулось на века, а художественная композиция архитектуры объединила в себе следы разных эпох (Буиды, Сельджуки, Ильханиды, Тимуриды, Сефевиды) в единый гармоничный ансамбль.

Мечеть Имама (Шахская мечеть). г. Исфахан.

Другая крупнейшая мечеть Исфахана, мечеть Имама или Шахская мечеть (1611 – 1619 г.), строилась для Шаха Аббаса самыми талантливыми архитекторами того времени, как лучшая из мечетей Ирана. Это произведение персидского искусства можно сравнить по красоте со снежными узорами или с великолепием свежих, только что раскрывшихся, полевых цветов, сияющих на солнце каплями утренней росы. Плавные, тончайшие линии, мягко обволакивающие сооружение, переливаясь из стен в купол, из помещения в помещение, не имеют себе равных. Всё здесь расписано вручную лучшими художниками и каллиграфами. Комплекс мечети включает множество залов и два медресе. Многие туристы знают, что самое удивительное в этой мечети – хитрая акустика. Звук здесь распространяется так, что в одном углу слышен шёпот людей, стоящих в противоположном углу. Однако местные жители знают ещё одну хитрость. Во времена правления шаха музыканты играли в одном из залов произведение, выходили и когда там появлялся шах, звуки, повисшие в воздухе, объединялись в единое целое, и в пустой комнате звучало произведение, сыгранное музыкантами некоторое время назад. Это чудо шокировало иностранных послов, гонцов и высокопоставленных гостей из всего мира.

На севере города находится огромный базар, где можно купить одни из лучших произведений персидского ковроткачества – исфаханские ковры, славящиеся на весь мир своей красотой и качеством, специи, розовое масло и воду, ткани ручной работы и другие сувениры. В западной части города расположен дворец Али-Капу или «Врата имама Али». Возведён дворец был на площади города для шаха Аббаса. Шах Аббас был честолюбив, в каждом творении, созданном во времена его правления, читается желание возвеличить себя, показать могущество и доказать превосходство над остальными правителями тех времён. Он поклонялся Аллаху и почитал имама Али, и потому во дворце установили входную дверь из могилы имама Али в которую мог войти только спешившийся всадник, касалось это и самого шаха. О красоте и роскоши дворца слагали легенды. Сегодня мы можем любоваться лишь тенью былой красоты дворца, изумляющего фресками, грацией и могуществом архитектурного ансамбля.

На востоке города расположена мечеть шейха Лютфаллы. Замысловатая по конструкции и контрастная по цветоощущению композиция мечети состоит из тёмного коридора, приводящего под свод светлого, бежевого снаружи купола. Этот неожиданный переход из раза в раз изумляет, заманивая туристов сюда снова и снова.

Когда попадаешь в Собор Святого Христа Всеспасителя, также известный как Ванкский собор – главный храм армянской церкви в Иране, проникаешься ещё большим уважением и любовью к иранцам, которые с почтением относятся к представителям всех вероисповеданий. Сложная архитектура собора скрашивает однотонную палитру двора, зданий и забора. Внутреннее убранство собора представлено всевозможными фресками с библейскими мотивами, всматриваясь в которые невольно задумываешься о смысле и образе своей жизни. Православному христианину, привыкшему к чистому лику Христа, Девы Марии, ангелов, кротким лицам святых, которые по-доброму смотрят на прихожан с икон любой церкви, а тем более мусульманину, предающемуся таинству молитвы под израсцовым куполом мечети, становится немного жутко в церкви, со стен которой смотрят демоны, карающие грешников. Эти муки ада ледяным холодом проникают под кожу, одновременно просветляя и очищая сознание. Не успев отойти от высоконравственного смысла григорианских фресок, переносишься вслед за  экскурсоводом в музей, расположенный во дворе Собора, где собраны старинные диковины, открытые взору всякого входящего сюда. Не возможно описать восторг, возникающий при виде всех этих артефактов, одним, самым запоминающимся из которых является молитва, написанная на тонком волосе. Прочесть надпись можно с помощью микроскопа. Глядя на это чудо, вспоминаешь подкованную левшой блоху и задумываешься уже о безграничных человеческих способностях. С помощью каких инструментов, кем и когда была нанесена эта надпись на волосинку? Кажется, что даже сегодня с помощью лазера не возможно сделать то, что сотворил мастер много веков назад.
Покинув Собор, и снова оказавшись в городе, понимаешь, чем особо привлекателен Исфахан. Он просто пропитан цветочными нектарами, он утопает в зелени, он убаюкивает плеском воды и сводит сума красотой. Каждый турист должен попробовать исфаханские сладости и традиционное иранское мороженое и только после этого попрощаться с гостеприимным городом и переместиться в другой, но не менее интересный.
Примерно в 900 км к югу от Тегерана находится Шираз, самый посещаемый среди иранских провинциальных городов. Шираз известен как столица литературы и культуры. Именно здесь создавали свои произведения Хафиз, Саади и другие знаменитые восточные поэты. Мавзолеи Хафиза и Саади входят в число наиболее посещаемых мест Ирана. Однако в Шираз едут, главным образом, из-за Персеполиса (VI-V вв. до н. э.) – бывшей столицы огромной империи Ахеменидов. Сегодня, как тысячи лет назад, город, окутанный тайной, возвышается над песками пустыни могучей, каменной платформой.
Шираз – город мудрецов, философов, поэтов и музыкантов.

Персеполис в Иране – то же самое, что Баальбек в Ливане, Пальмира в Сирии или Петра в Иордании. Когда-то он был массивным и великолепным дворцовым комплексом. Руины, которые вы увидите сейчас, являются лишь жалкой тенью Персеполиса, но вы сможете представить себе его былое величие, если возьмете карту и воспользуетесь своим воображением. Он был построен в 560 году до н.э. Киром Великим, как столица великого государства и расширялся в течение последующих 150 лет. Воины Александра Македонского разрушили, разграбили и сожгли город, уничтожив бесценные рукописные документы. Огромная часть города была скрыта под песками до раскопок. Сегодня, попав в город, вы увидите «Ворота Ксеркса», сына великого царя Дария I, c высеченными на них надписями на нескольких древних языках. Из ворот вы выйдете к Дворцу Ападана, где правители проводили аудиенции и праздники. Великие сокровища хранились во Дворце, но они были украдены, а то, что осталось можно увидеть в Национальном Музее Тегерана. Огромный зал в Персеполисе был «Дворцом ста колонн», который вероятно был самым большим зданием, построенным в период Ахеменидов и когда-то он использовался как приемная персидского царя Дария I. Персеполис находится в 57 километрах от Шираза по дороге на Исфахан. Сюда можно добраться на автобусе или такси. Недалеко от города, в Пасаргаде находится могила великого Кира, легендарного персидского правителя.

Город Персеполис – магический отголосок из древнего мира.

Путешествуя по Ирану, нельзя не вспомнить известного восточного мыслителя и врача Авиценну (Абу Али Ибн Сина), жившего в эпоху восточного Ренессанса, эпоху Возрождения духовной культуры, творившего добро, исцеляя и просвещая людей. Редким счастливчикам выпадет возможность посетить город Хамадан, где он захоронен. Если же судьба будет к вам благосклонной, вы не только почтите память великого ученого, но и насладитесь неповторимой архитектурой бывшей столицы древней Мидии.

Понять истинную сущность персов можно только после того, как глубоко погрузишься в культуру и быт этого необыкновенного народа. Мало кому удаётся понять русскую душу, но русская душа может проникнуться богатой духовной жизнью иранцев.

Попав в г. Иазд, расположенный в 400 км к северо-востоку от Шираза, взгляд разбивается об однотонные глиняные сооружения, которыми застроен весь город и от того Иазд сначала кажется скучным городом, окружённым пустыней. Тот, кто привык судить по обложке, может грустно проехать мимо. Однако человек любознательный захочет понять, чем живут местные люди и почему они не покинули его до сих пор. Блуждая по узким улочкам и погружаясь всё глубже в город, вдруг изумляешься, буквально ослепнув от красоты уникальных мечетей, жадно впиваясь взглядом в их формы и узоры. Кажется, что ты увидел все диковины, но это не так, а понимаешь это, когда случайно обнаруживаешь на зданиях изображение крылатого бога Ахура Мазды. В изумлении хочется понять и узнать больше, и местные жители с радостью расскажут, что Иазд – это один из центров Зороастризма, одной из первых религий, которую проповедовал Заратуштра. Зороастризм ассоциируется с огнепоклонничеством, а приверженцев этой веры называют огнепоклонниками. Поклонение огню, как чуду, было распространено во многих странах. Мы, когда-то язычники, поклонялись богу Солнца, и нам кажется, что иранцы тоже были язычниками. Однако это не так. Их древняя вера намного глубже и нравственнее. Это вера добра, где есть Бог Творец, пророк Затаруштра, который несёт эту веру людям, злой (Друдж) и добрый духи (Аша) и семь ступеней саморазвития, пройдя которые, человек будет достоин рая. Согласно учению зороастризма свет является зримым образом Бога в физическом мире. Отсюда и сложилось представление о «зороастрийцах», как об огнепоклонниках, почитавших свет во всех его проявлениях и огонь – наиболее доступный источник света. Памятники Зороастризма разбросаны по всему городу. Самые известные и почитаемые из них – священный, бессмертный огонь, пылающий непрерывно с момента основания города благодаря «хранителям огня» и башни молчания, в которых когда-то стервятники очищали кости умерших людей перед захоронением, чтобы не осквернять разлагающейся плотью чистоту земли.
Сегодня зороастризм практически канул в лету, основная религия Ирана – ислам. Людей разного вероисповедания привлекает это направление туризма. Паломнические туры проходят по наиболее известным мусульманским центрам и святыням, в число которых входят Кум, «столица шёлковых ковров», Мешхед и Шираз. Те, кого мало интересует философия и духовность, но завораживают чудеса, обратят внимание на необычные башенки Иазда, возвышающиесябуквально над каждым домом. Отверстия этих башенок – это особая система вентиляции, они ловят любое, самое легкое дуновение ветерка и направляют его в дом, охлаждая там воздух. И это ли не чудо, учитывая возраст изобретения – 7000 лет! Особы любопытные, подпредводительством местного гида, могут погулять по крышам расположенных почти вплотную друг к дружке зданий, вдоль и поперёк, увидевгородской пейзаж свысока. Самостоятельно этого делать не стоит, поскольку ветхие здания, простоявшие тысячелетиями, могут не выдержатьвес вашего тела и обрушиться.
Каждое сооружение этого города достойно отдельного рассказа, поэтому кое-что останется тайной, познать которую сможет всякий, попавший в Иран. Покидая город, чувствуешь радость на душе от того, что пустыни сохранили для нас этот оазис в первозданном виде и гордость от предоставленной возможности погружения в древность в 21 веке.
Из Иазда можно отправиться в Керман, один из центров ковроткачества. Среди туристов бытует мнение, что именно здесь выгоднее всего покупать ковры ручной работы. Перелетая из города в город, взгляд вдруг невольно может остановиться на пейзаже персидской пустыни, красота которой достойна отдельного разговора. Она очаровывает и пугает. Невольно задумываешься, что эта безжизненная красота посылала тяжкие испытания путникам и одновременно закаляла, даруя силу. Пустыня не менее красива, чем море, степь и горы, и так же величественна, и опасна. Воображение рисует караваны и хочется вместе с купцами и бедуинами испытать на себе эту стихию, покорить каждый бархан и найти свой оазис.
Пейзажи острова Киш.

Ну а завершить путешествие стоит на острове Киш. Это особое место, расположенное в Персидском заливе. Это курортный островок, где мужчины и женщины могут позволить себе более вольную одежду. Для любителей шоппинга магазины открывают свои витрины с недорогой, качественной, «брендовой» одеждой, рестораны угощают лучшими блюдами и дурманят кальянами. Киш буквально исполосован велосипедными дорожками, по которым особенно приятно прокатиться ночью, когда жар спадает, мир погружается во тьму, а остров загорается миллионами ярких фонарей. Ну и конечно то, ради чего все приезжают на Киш – пляжи Персидского залива. Мужчины и женщины отдыхают на разных пляжах. Мужчины вообще могут отдыхать, загорать и плавать везде, на любом пляже, кроме женского. Для женщин отведены закрытые, цивилизованные пляжи с комфортными шезлонгами и уютными кафе. Вода в Персидском заливе густая, как кисель и тёплая, как парное молоко. Вот где по-настоящему можно расслабиться, отдохнуть и осознать, что теперь ты точно испытал все земные блага.

Об Иране можно говорить бесконечно. Не хватит слов, чтобы описать всю красоту этой гостеприимной страны, не хватит жизни, чтобы увидеть весь Иран во всём его великолепии.